Сайт Дьяконенко Натальи Алексеевны

Суббота, 18.05.2024, 15:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Учебная деятельность

Использовавние технологии критического мышления при обучении одаренных детей в школе
03.04.2014, 19:40

Проблема работы с одаренными детьми – одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.

Иностранный язык обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит, и для выявления одаренных детей, так как здесь, как нигде еще, реализуются межпредметные связи. В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям. Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А обучение иностранному языку относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому нужен индивидуальный подход к таким детям, необходимо строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.

С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых. И технология развития критического мышления может помочь учителю в работе с одарёнными детьми, так как она обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение – продвижение от незнания к знанию – в совместный и интересный поиск.

Так что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это активное и открытое мышление, которое развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом определяется его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей.

Современная жизнь при этом устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать её и моделировать; не приобретательство, а созидание и сотрудничество.

Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии критического мышления данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак: 

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: 

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; 
  • пробудить к ней интерес; 
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; 
  • структурировать последующий процесс изучения материала. 

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: 

  • получение новой информации; 
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); 
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание; 
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. 

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ: 

  • выражение новых идей и информации собственными словами; 
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; 
  • анализ всего процесса изучения материала; 
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). 

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале) у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения. 

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Приёмы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках французского языка, для развития латентных и выраженных талантов:

Приёмы стадии вызова: Верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова.

Кластеры. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Инсерт. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Дневники и бортовые журналы. Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Толстые и тонкие вопросы. Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Работа в группах. Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Целью приема «Зигзаг» является изучение и систематизация большого по объему материала, на текстах меньшего объема применяется прием «Зигзаг-2» (автор Славин), игра «Как вы думаете?» – игра с карточками для группы из 4-6-ти человек.

Кроме того, в настоящее время апробируются: «Двухрядный круглый стол», Стратегия «Fish bone», Стратегия «РАФТ», Стратегия «6 шляп мышления». 

Таким образом, практика использования разнообразных приемов технологии развития критического мышления при организации работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка позволяет сделать следующий вывод: данная технология является оптимальной для выявления и развития латентных и выраженных талантов в условиях обучения в общеобразовательной школе. 

Литература

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). – М.: БОНФИ, 2002.
  2. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии. – 2004. – № 2.
Автор: 
Бурдукова Г.Н.
Категория: Учебная деятельность | Добавил: GingerOkey
Просмотров: 1832 | Загрузок: 287 | Рейтинг: 5.0/1
Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Цитата дня

Меню сайта

Дата и время

Каков прогноз? :-)

Новошахтинск 

Рекомендую

Учительский портал Банк Интернет-портфолио учителей Сообщество педагогов ПроТема – софт для учителей center

Телефон доверия

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 268

Каков он - хороший учитель?

Каким качеством, по Вашему мнению, в первую очередь должен обладать хороший учитель?
Всего ответов: 129

Напишите мне))

Статистика сайта


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Возьми печеньку

Печенька с предсказанием
Яндекс цитирования.
ОК